«Я благодарна за то, что мне не нужно быть серьезной и ходить на серьезную работу»: Интервью с иллюстратором Катей Невских

Иллюстратор Катерина Невских

Когда я попросила Катю об интервью, она засомневалась, что кому-то будет интересно, ведь нет ни драмы, ни тяжелого прошлого. И я подумала: разве не прекрасно, что художник может быть счастливым, заниматься любимым делом и радоваться простым вещам — без драмы и трансформирующих трагедий? Ведь в том и цель моих интервью — разрушить миф, что талантливые люди — это одинокие циники, которым не дано познать радость.   

Катя Невских — художница, иллюстратор, основательница Nevskih School для взрослых и детей и моя гуру акварели. Катя не считает себя серьезным человеком, хотя уже открыла свою школу-студию, вместе с мужем занимается строительством дома и заботится о четвероногом друге Барто.

Разговор получился невероятно искренним. Поговорили о рисовании, вдохновении и о роскоши заниматься тем, что интересно. Иногда кажется, что все сложно, и выход из ситуации обязательно должен быть многоходовым, но когда общаешься с Катей, все становится невероятно простым, поражаешься ее внутренней свободе и эмоциональной гибкости.

Спасибо, что согласилась на интервью. Расскажи, когда впервые дала о себе знать страсть к рисованию?  

Я думаю, это нереализованная мечта моих родителей. Мама всегда хотела рисовать, поэтому меня отдали в художественную школу. Нельзя сказать, что я была очень успешной ученицей, мне просто нравилось. Пока более сильные ученики отсеивались из-за отсутствия интереса, я оставалась, потому что получала удовольствие от рисования. Так, со временем пришли знания, пришли необходимые навыки. Не было какого-то врожденного дара, просто было интересно.

Дети обычно бунтуют, когда пытаются выполнить волю родителей. Тебе когда-нибудь хотелось бросить рисование и заняться чем-то другим?

Я думаю, что много раз хотела бросить, но не бросала из-за строгости мамы. Просто продолжала учиться, и интерес возвращался. Помню, что это происходило все время, пока меня могли контролировать родители. После школы я пошла в художественное училище. Думаю, я и его хотела бросить. Собственно, поэтому я забрала документы из ВУЗа. Я с легкостью поступила, мне стало неинтересно, а родители на тот момент уже не имели надо мной власти.

Мне хочется много чего попробовать, но я не иду к этому целенаправленно. Если мне что-то нравится — я это делаю, если не нравится — не делаю. Я себя не мучаю.

katia-nevskih1

Чем ты больше всего любишь рисовать? Отдаешь предпочтение определенному стилю или технике?

Я стараюсь исходить из того, что мне нравится. В разные периоды меня привлекали разные техники, разные темы и подходы. Когда я училась, у нас была масляная живопись. Мне было очень интересно. Потом был непродолжительный период, когда я интересовалась печатной графикой. Сейчас я занимаюсь акварельной иллюстрацией. Наверное потому, что ее гораздо проще реализовывать. Она не требует больших затрат и времени. Масляная живопись — это долго, это подготовительные работы, дорогостоящие материалы. Акварельная иллюстрация — это упаковка красок, кисточка и бумага. Их можно взять собой и быстро переместиться в пространстве. Это очень просто и не требует подготовки. Мне трудно чего-то ждать. То, чего я не получаю сразу, отправляется в долгий ящик или уходит. Поэтому сейчас я предпочитаю акварель.

Есть ли у тебя любимый художник, кто-то, кто тебя вдохновляет?

Как нет конкретной музыки, которая мне бы нравилась, также и с живописью. Не могу сказать, что есть конкретный художник, иллюстратор или график. Мне нравятся импрессионисты. За то, что у них все понятно, просто и не академично. Нравятся все художники этого периода — Моне, Мане, Ренуар, Матисс, Ван Гог… Я видела их работы в Эрмитаже, и это было по-настоящему здорово. Но все-таки я не фанат. Сегодня я люблю одно, завтра — другое.

Может быть, у тебя есть любимые оттенки или сочетания цветов?  

Если бы ты спросила до появления моего веста Барто, это были бы цвета земельной гаммы — желтые, желто-коричневые, коричнево-зеленые, охристые. Сейчас я чувствую, как начинаю светлеть. Мне стали нравиться светлые и холодные оттенки — голубой, пастель, серый. Барто, он ведь такой светленький.

katia-nevskih-smile

katia-nevskih-barto

У многих творческих людей есть место, время, музыка, город или пора года, которые вдохновляют и создают особенную атмосферу для работы. Для меня это отсутствие суеты и тишина. Что тебя вдохновляет?  

Меня вдохновляет все новое. Бывает, происходит что-то новое, мне это нравится и я начинаю очень продуктивно работать. Тогда большая часть проекта выполняется за маленький промежуток времени. Если я что-то придумала и поймала волну, я могу работать даже ночью. Например, так было с иллюстрациями для твоей статьи про собак.

Чаще всего меня вдохновляют некоммерческие проекты. Если это что-то коммерческое, оно должно быть продумано и выстрадано. Приходится сотрудничать с кем-то, что для меня трудно, особенно, когда я не на одной волне с человеком. Конечно, это здорово, что мы разные, но я люблю, чтобы все было по-моему, и это сказывается на работе. Если совсем честно, мне тяжело принимать людей, которые думают не так как я.

katia-nevskih-dogs

Кому-нибудь позволено тебя критиковать?

К критике я отношусь болезненно. Для меня еще с раннего детства она была очень тяжелой, хотя нельзя сказать, что меня сильно критиковали или ругали. Даже если у меня что-то отобрать, я расстроюсь меньше, чем если меня раскритикуют. Поэтому я боюсь участвовать в конкурсах и соревнованиях. Не хочу себя с кем-то сравнивать, мне очень тяжело это дается.

Бывает, меня критикуют чужие люди, но близкие стараются этого не делать. Бытовые замечания не имеют большого значения, а вот комментарии о работе могут ухудшить отношения. Мне можно сказать нет, но нельзя сказать, что нужно что-то изменить. Если это коммерческий проект, я могу переделать без проблем, но только не что-то, что идет от души. Может это и неправильно, но если я знаю, что получу одобрение — я это показываю, если есть риск попасть под критику, я прячу работу. Я ее сделала, мне это принесло удовольствие, ну и замечательно.

Я недавно читала книгу “Разреши себе творить” Натали Ратковски, она как раз советует так поступать — не показывать, если есть риск попасть под критику.

Конечно, не показывая какую-то работу, я рискую остаться в том числе и без одобрения, но я могу без него. Я могу адекватно оценить то, что делаю, чтобы понять, получилось у меня или нет.

Представь, что тебе нужно проиллюстрировать собственную книгу. Что за книга?

Мне в этом году очень нравится все, что связано с природой, особенно, растительная тематика — цветы, деревья, травы, корни. Я с удовольствием проиллюстрировала бы ботанический справочник. Наверное, это связано с тем, что оба родителя работают с растениями, и я всегда хорошо в них разбиралась. Когда в детстве мы гуляли, мама как бы невзначай, называла те или иные цветы и травы — это пижма, это тысячелистник, а это чертополох. Работа папы связана с деревьями, поэтому он больше рассказывал про них. Я знаю много разных деревьев, могу по спилу определить, что это за дерево, даже узнать по запаху. Мне нравится выращивать растения, в основном в горшках и  ящиках.  В этом году лидируют помидоры. Это полезно, интересно и не особо мешает окружающим.

katia-nevskih6

У тебя своя школа-студия, в которой учатся рисовать взрослые и дети. А тебе самой с кем проще работать?

Мне нравится учить детей, особенно дошкольного возраста. С ними очень интересно, и им еще много чего интересно. Этим дети отличаются от взрослых. Они тебе верят, а это очень приятно. Я чувствую, что могу больше им дать. У взрослых уже есть свой опыт, они все знают, а детям можно много всего нести, удивлять тем, чем нельзя удивить взрослых, они более открыты. Для детей рисование — не только получение каких-то навыков, а развитие.

Есть много всего, что можно развивать в детях посредством рисования — это чувство цвета, наблюдательность, мелкая моторика. Очень интересно, когда ребята, которые плохо говорят, после занятия рисованием, лепкой или аппликацией,  начинают лучше говорить и формулировать свои мысли. Они начинают больше всего замечать. Мне нравится видеть такой результат и понимать, что я имею к этому отношение.

Я знаю, что твой подход к обучению сильно отличается от того, что дают в школе.

Это здорово, когда ты понимаешь, что ребенок может принимать решения. Многие взрослые не дают детям принимать решения. А я позволяю им это, подталкиваю их к тому, что нужно анализировать то, что они делают, то что с ними происходит, что они говорят, помогаю делать выводы. Я много времени уделяю взаимодействию в команде. У нас есть занятия, когда нужно рисовать общие работы. Интересно наблюдать, как дети друг с другом общаются, даже на уровне спасибо-пожалуйста. В них развивается понимание взаимопомощи. Родители не всегда обращают внимание на то, что ребенка нужно учить помогать другим. И когда ты видишь, что этого не было, и вот ребенок стал более отзывчивым, более внимательным, это очень радует. Мы занимаемся в маленьких группах, где такое легче отследить.  

Говорят, когда превращаешь любимое дело в работу и оно становится источником дохода, интерес постепенно пропадает.

Я бы не стала называть это работой, это все-таки ближе к хобби. Нельзя сказать, что я работаю в минус или в ноль, какие-то деньги студия приносит, но это на поездку куда-нибудь недалеко, платье и кафе с вкусняшками. И я очень благодарна своему мужу за то, что могу позволить себе это хобби. Каждый раз когда я останавливаюсь, я говорю спасибо за то, что у меня это есть. Многие люди лишены возможности заниматься тем, чем хотят, а я могу. Я очень благодарна за то, что мне не нужно быть серьезной, ходить на серьезную работу. Зачастую женские зарплаты в сфере педагогики невысокие. Я получаю не многим больше, но мне не надо думать о журналах, завучах, директорах и педсоветах. Это так приятно заниматься тем, что не отталкивает и не вызывает внутреннего сопротивления.

katia-nevskih-pictures

katia-nevskih-picture

Бывают ли у тебя творческие кризисы? Что ты делаешь, чтобы из них выйти?

А я ничего не делаю. Бывает такой период, когда работа не идет. Я какое-то время побьюсь головой, попереживаю, а потом отпускаю ситуацию. Возможно, я к ней вернусь, а возможно, начну что-то новое. Поспать еще можно. Что-то не получается — лег поспал — проснулся. Не нужно сложных подходов, лучше просто переключиться на что-то новое на тот период, который нужен. Не важно, неделя это или месяц.

Как тебе удается организоваться, ничего не забывать, работая на себя?

Я веду ежедневник, прописываю занятия и отдельной строкой выделяю время  для подготовки к ним. Подготовка очень организует. Даже когда думаешь, что все знаешь и понимаешь, когда уже проводила похожие мастер-классы и есть, что показать, все равно нужно хорошо готовиться

katia-nevskih-bike3

katia-nevskih-bike1

katia-nevskih-bike

В заключение — традиционные вопросы, которые я задаю всем гостям рубрики. Что для тебя счастье?

Семья. Это первое что приходит на ум. Это я, муж и наш пес Барто. С утра просыпаешься — один под кроватью шуршит металлическим медальоном, второй не хочет вставать, оба ворчат, но это так хорошо и приятно. Счастье и счастье, тепло и тепло.

А еще я давно сладкое не ем, и мне очень хочется слойку. Это было бы счастьем ее съесть. Счастье — это еще и про мелочи, про всякую девчачью ерунду.

Если бы не рисование, то что?

Я бы танцевала. Мне всегда говорили, что я не очень пластичная, поэтому мне всегда хотелось танцевать, но я не делала этого. Думаю, когда мне будет лет сорок, я осмелюсь. Буду такой сухощавой дамочкой среднего возраста и пойду танцевать.

Сколько творчества в процентном соотношении в твоей жизни?

Процентов восемьдесят точно есть. По возможности, я включаю творчество во все: от красивых вещей и завтраков — до прогулок. Я хочу все делать приятным для себя и окружающих. Разве что голову я мою не очень творчески. Еще не люблю с посудой возиться, пол мою без энтузиазма, стиралку я открываю без па, хотя это хорошая идея.

Спасибо большое за интервью и за твою искренность, Катя!

Еще несколько иллюстраций Кати можно найти в моей статье My Montenegro: Покупки и сувениры из Черногории.

Если у вас есть вопросы или вы хотите что-то сказать, не стесняйтесь оставлять комментарии.

Фото: the Azbel

4 thoughts on “«Я благодарна за то, что мне не нужно быть серьезной и ходить на серьезную работу»: Интервью с иллюстратором Катей Невских

  1. РидМам

    Спасибо вам за интересное интервью. Спасибо Кате! Она талантливый художник, педагог и интересный человек.

    Reply
      1. Татьяна

        Очень увлекательная беседа получилась!! Я знакома с Катериной (по старой работе) и особенно рада, что она нашла себя в своем деле. Именно в своем, так как этот человечек очень светлый и настолько интересный, что может дать очень многое, особенно детишкам. Удачи тебе Катя))

        Reply
        1. Maria Post author

          Спасибо большое за комментарий, Татьяна! Абсолютно с вами согласна. Обязательно попрошу Катю заглянуть сюда 🙂

          Reply

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *