Давно я не писала книжных обзоров. Не из-за того, что стала меньше читать, просто было столько событий и праздников, что для отчета по книгам не хватало места. Когда у меня в плане выдалась перестановка, я с удовольствием использовала ее, чтобы рассказать о прочитанном, посоветовать произведения, которые мне понравились и предупредить о тех, которые не впечатлили.
Я очень рада, что мне передался вирус чтения, и я довольно много времени уделяю поиску и знакомству с новыми книгами. В моем родительском доме — классическая интеллигентская библиотека: собрания сочинений классиков, биографии, литературные журналы, подписные издания. Сейчас меня удивляет, как мама и папа смогли собрать такую коллекцию, ведь в советские времена достать хорошие книги было практически невозможно. Половина была запрещена, а вторая половина доставалась только избранным. Доходило до того, что книги снимали на пленку, а потом распечатывали, как фотографии. У родителей очень долго хранилась одна такая «фотокнига».
Когда меня, как педагога, спрашивают, как приучить ребенка к чтению, мой первый ответ — ребенок должен видеть, как читаете ВЫ. Именно тот факт, что я не могу представить родителей без книги в руках, сыграл главную роль в формировании моей любви к чтению.
Самостоятельное чтение началось у меня в возрасте лет 10. В школе я очень ответственно подходила к списку книг на летние каникулы. Их обычно публикуют на одной из последних страниц учебника литературы. Одно лето я приходила в библиотеку менять книги аж 3 дня подряд, и библиотекарь с недоверием смотрела на меня, думая что я ничего не читаю, а просто для вида ношу книги туда-сюда. Но я проглатывала их на одном дыхании за несколько часов. И не просто читала, а записывала в специальном дневнике тему, идею, имена главных персонажей и даже краткое изложение.
Постепенно у меня появились любимые авторы. Я просто обожаю произведения Сомерсета Моэма и мне очень нравится многое из Чака Паланика. Сегодня в обзоре есть и тот и другой. Причем первый как всегда порадовал, а второй насторожил. А еще у меня появился новый автор-любимчик в лице Остина Клеона. Читайте же!
Книги, которые зацепили
Питер Мейл. Год в Провансе
J’adore этот английский юмор. Чудесная байка о двух англичанах, которые из предсказуемой британской жизни попадают в расслабленную и слегка безалаберную французскую глубинку. Они знакомятся со всеми особенностями нового быта, общаются с забавными персонажами, укрываются от мистраля и дегустируют невероятное количество новых блюд.
Год в Провансе разделен на двенадцать глав, каждая из которых посвящена одному месяцу. Автор описывает период с января по декабрь, отражающий ход ремонтных работ в недавно купленном двухсотлетнем доме. Наблюдения о человеческой сущности и то, с каким добрым юмором Питер Мейл описывает людей, очень подкупает.
Страницы книги засыпаны французскими «Voila!», «О l? l?» и «Allez», которые усиливают атмосферу и перечисляют простые и полезные фразы для тех, кто добавит Прованс в свой список путешествий (эх, не зря я выбрала вторым языком в университете именно французский).
Произведение пронизано неземными описаниями французской гастрономии. Хочется все бросить, чтобы сидеть на веранде, поставив лицо теплому весеннему солнцу, макая хрустящий багет в чесночное оливковое масло и вкушая еле уловимый запах лаванды и винограда. Эта книга заставит вас улыбаться и чувствовать аромат трюфелей, которые так высоко ценятся и растут только в этом регионе.
Важно! Перед прочтением плотно поесть и вспомнить, что в деревне у бабушки тоже неплохо.
Остин Клеон. Кради как художник.
Я обычно настороженно отношусь к подобным произведениям. Но это лучшее мотивирующее чтиво, которое я знаю на данный момент. Остин Клеон пишет в простом для восприятия стиле, инструктируя нас о том, как не боятся творить. Книга выглядит как руководство к действию от секретного клуба креативщиков.
Работа представляет собой комбинацию из советов, которые могут показаться лишенными здравого смысла. Но в ней настолько органично сведены подача, четкость текстов, цитаты, дизайн и иллюстрации, что она каждой главой откликнулась в моем тревожном творческом сознании.
Главная мысль проста: иногда старые идеи, дополненные нашими собственными взглядами и приправленные нашим уникальным стилем, способны воплотиться в нечто новое, креативное и привлекательное для других. Кради как художник разрешает и успокаивает, мотивирует и вдохновляет. После прочтения очень хочется совершить чудо. Рекомендуется всем творческим людям, которые не верят в свои силы и тем, кто хочет еще больше вдохновения и уверенности в том, что делает.
Владимир Познер. Прощание с иллюзиями
На страницах своей книги Владимир Познер размышляет о политике, истории, культуре, жизненных ценностях, самоопределении, религии, взаимоотношениях и других важных вещах. Автор крайне интересно высказывается об истоках проблем России и США. Причем, высказывается смело, объективно, мотивированно, что несомненно подкупает.
Приятно читать книгу человека, который не боится говорить, как он думает, без оглядки на политкорректность и прочие надуманные ограничения. При этом предельно откровенно, без нравоучений и без очернения всего и вся. Просто правда, иногда не совсем приятная, но правда, какую видит он.
Книгу прочла на одном дыхании за пару часов. Иногда мне казалось, что автор транслирует мои мысли, которые я никак не могла облечь в слова. Согласна практически со всеми умозаключениями. Наконец-то я нашла ответы на накопившееся вопросы и узнала о современных реалиях много важного.
Роберт Скиннер. Семья и как в ней уцелеть
Книга написана легким, адекватным языком, чтобы раскрыть нам глаза на естественные истины, о которых мы забываем, от поколения к поколению повторяя одни и те же ошибки. Написана в форме диалога между психологом Робертом Скиннером и комедийным актером Джоном Клиизом.
Автор описывает этапы развития ребенка с младенчества до подросткового возраста, рассказывает, в чем именно он нуждается и что пытается получить от родителей. Вы узнаете, почему может возникать шизофрения, почему в семьях из двоих детей один бывает всеобщим любимчиком, другой козлом отпущения, почему у властных матерей почти точно будет проблемный ребенок…
Изложены взгляды Скиннера на семью и на то, почему люди влюбляются друг в друга. Автор рассказывает о различиях между плохим, средним и идеальным браком. Он утверждает, что люди с одинаковыми психологическими пробелами обычно находят друг друга, создают семьи и взращивают те же проблемы в своих детях. Приводится пример, когда жена заболевает, если муж начинает показывать собственную потребность в заботе. И вот шаблон снова действует.
Что-то, наверное, устарело, как взгляды Скиннера на возникновение аутизма или транссексуальности. Но книга однозначно помогает лучше понять тех, кто рядом и осознать то, что многие личностные проблемы, решаясь на ранних стадиях, не приводили бы к печальным последствиям.
Сомерсет Моэм. Тогда и теперь
Как же я люблю романы этого автора. За непредсказуемые финалы, за ярких, остроумных персонажей, запоминающиеся цитаты и остроумные комментарии на тему человеческой сущности.
В романе Тогда и теперь Сомерсет Моэм рассказывает о первой встрече посла Флорентийской республики Никколо Макиавелли с могущественным Цезарем Борджа. Мыслитель, который с легкостью придумывает хитроумные планы против умного и вероломного политика. Когда время политических игр приостанавливается, начинаются любовные интриги. Как всегда, капризная удача оказывается на самой неожиданной стороне.
В этом романе вы найдете все, что обычно есть в произведениях Моэма — безупречный английский стиль, меткие диалоги и блестящие мысли. Не могу судить об исторической правдивости, но с точки зрения художественности, книга очень занимательная.
На вилле
На вилле — короткое, динамичное и сильное произведение. История рисует красивую вдову, которая обдумывает предложение о замужестве от старого друга семьи. В это же время она встречает молодого незнакомца. На вилле — предупреждение Моэма всем леди и напоминание, о том, что последствия безобидных мыслей и поступков могут быть самыми непредсказуемыми.
Моэм затрагивает темы брака, войны, любви, общества, отношений и скандала, сохраняя диалоги остроумными, а историю стремительной. В повести прекрасно сочетаются смены декораций и характеров. Все это приправлено волшебной атмосферой Италии.
В современном мире давно размыты рамки морали и мы любим этих хороших «плохих парней», а успех и богатство только добавляют им обаяния. Правда жаль, что еще один роман Сомерсета Моэма позади, и остается их впереди все меньше и меньше…
Чак Паланик. Проклятые
Хочется сразу предупредить поклонников Паланика, что эта книга не имеет ничего общего ни с Удушьем ни с Бойцовским клубом.
Это рассказ о девочке-подростке, которая испытывает настолько сильную эмоциональную нужду, что пытается привлечь внимание самого дьявола. Ей 13 и она очень умна. Дочь миллиардера и актрисы, страдающей нарциссизмом, которые усыновляют еще одного ребенка, чтобы выглядеть хорошо в глазах общества. По стечению обстоятельств, девочка умирает и попадает в ад. Тут-то все и начинается.
Интересно, как автор смотрит на мир глазами девочки. Надо сказать, у него отлично получается. Позабавили причины, по которым люди попадают в ад, рассуждения о жизни и обществе потребления. Есть описания, которые откровенно шокируют, а у кого-то, возможно, вызовут отвращение.
Это однозначно не моя любимая книга Паланика, но все-таки она мне понравилась. Рекомендую ее подготовленным поклонникам автора, которые хотят подвергнуть его стиль испытанию. Произведение заканчивается словами продолжение следует…, но я еще не решила, буду ли его читать.
Книги, которые не впечатлили
В последнее время все чаще останавливаюсь на желании перестать покупать книги авторов, основной доход которых составляет прибыль от консультаций и тренингов. Почему? Потому что в книгах они никогда не раскроют полную версию того, что пытаются донести. И у нас всегда будет это привкус недосказанности и неудовлетворенность от пробелов.
Как-то я слушала вебинар по развитию блога и меня очень просветил ответ на следующий вопрос.
Вот я врач. Я веду блог и даю платные консультации. Если я расскажу все, ко мне никто не придет, потому что это можно найти на сайте. В то же время, мне нужно показать, что я хороший специалист. Сколько процентов своей экспертизы я могу раскрыть для всех, чтобы это было полезно, но не навредило бы доходу?
Ответ был – 20% (!). Могу предположить, что в книгах, раз уж мы за них платим, нам дают где-то 50%. Но 80-90% информации можно узнать только оплатив личные консультации или курсы. 100% знает только автор (и то не всегда).
Это справедливо, что автор хочет заработать и не может раскрыть все. Но это убедило меня подобных книг больше не читать. В них всегда чувствуется недосказанность и зашкаливает обмусоливание одного и того же момента. Плюс основные идеи и выдержки из таких работ в разных вариациях обычно быстро разносят по блогам, так что для чтения остается не так уж много новой информации.
Джулия Кэмерон. Путь Художника
Эта книга — практический курс, рассчитанный на 12 недель ежедневных занятий, помогающих любому человеку разглядеть и разбудить в себе новые, неожиданные таланты.
Я честно прочла эту книгу и выполнила практически все инструкции. Даже отправляла себе письма по почте. Из того, что понравилось — практика утренних страниц и концепция синхронизации.
Но чуда она не совершила. Мне не стало ни хуже ни лучше. Я так полагаю, что в основном потому, что у меня в жизни и так было достаточно творчества и времени для себя. Если честно, эту книгу можно было вместить в одну главу со списком упражнений для развития креативности. Совершенно не было необходимости размазывать несколько толковых мыслей по книге, как манную кашу по тарелке.
В этом плане Остин Клеон (см. выше) за пару часов легкого чтения сделал для меня гораздо больше и без практики.
Мари Кондо. Магическая уборка
Мы не музейщики, у нас в доме не хранится хлам, и тема избавления от лишних вещей мне очень близка. Поэтому после очередного хвалебного обзора этой книги, я ее купила.
Клиенты Мари Кондо, приглашающие ее для консультаций по уборке дома, выносят на помойку по несколько десятков мешков мусора. Разборка вещей производится по категориям. Например, собирается сразу вся одежда, каждая вещь берется в руки, чтобы осознать, приносит ли она радость. Если нет, значит ее место на помойке.
Несмотря на то, что в книге была пара полезных моментов, я так и не нашла в ней никакой конкретики. От подобных произведений я прежде всего ожидаю четких инструкций. Но это скорее не книга с инструкциями по уборке и расхламлению, а книга про образ мышления. Все очень размыто, нет ни одной схемы или иллюстрации, а словесное описание не всегда дает полное представление о том, что и как должно работать. Зато интерпретации этой методики с многочисленными фото вы гарантированно найдете в десятках пабликов и на тысячах разных сайтов. Но я-то заплатила за книгу.
Почти в каждой главе Мари Кондо рассказывает, как будучи маленькой девочкой, она приходила домой и думала, как получше все разложить и выкинуть. И каждый раз меня отвлекали упоминания того, как она делала уборку, пока ее ровесницы всеми силами пытались этого избежать, потому что в голове крутился диагноз. Получилось что-то между абсессивно-компульсивным расстройством и синдромом среднего ребенка. Но тот факт, что она превратила свой невроз в отличный бизнес, который помогает тысячам людей по всему миру, заслуживает уважения.
Читая книгу, следует учитывать, что Мари Кондо — синтоистка. То есть она живет идеями о том, что все вокруг живое, все имеет душу и энергию. Я с уважением отношусь к любой религии, но не готова переживать по поводу того, что моим вещам тесно в стопке, что мое постельное белье не успеет отдохнуть между стирками, а чувства моих носков будут задеты, если я их неправильно скручу.
Еще мне не нравится то, что автор не приемлет никакой переработки. Отдать ничего нельзя, только выбросить. Однако, мне близка идея ресайклинга. Вещи важны потому, что в них вложен человеческий труд и природные ресурсы. Мне хочется, чтобы они попали туда, где действительно пригодятся.
Книга никак не отозвалась, поэтому я последую совету Мари Кондо и избавлюсь от нее.
Андре Моруа. Письма Незнакомке
Купила эту книгу в магазине, так как очень понравилась биография Байрона в исполнении Андре Моруа. Потом посмотрела рейтинги. Рейтинги и похвалы зашкаливают. Но дочитала только до середины. Для меня она оказалась откровенно нудной и старомодной. Не увидела я ни заявленного юмора, ни полезности.
Книга не плохая. А там, где автор не касается отношений между мужчиной и женщиной, вообще очень хорошая. В остальном, это ода мужскому шовинизму. Если совсем честно, то когда я искала в отзывах, разделяет ли кто-то мою точку зрения, то обнаружила что подавляющее большинство женщин сделали эту книгу настольной.
Нам с детства внушают, что выйти замуж — высшее благо, и мы должны быть покорными и послушными женами, а сквозь все письма, проходит одна единственная мысль: «Прелесть моя, принеси себя жертвой на алтарь, посвященный любимому мужчине». Нет ничего плохого в том, чтобы посвятить себя любимому мужчине. Просто перед этим следует убедиться, что он достоин этого и уважает вас как личность.
Эндрю Ходжес. Игра в имитацию
Редко бросаю книги на середине, но дочитать данную не смогла. Получился этакий полуночный трактат о математике: скучно, сухо, непонятно. К литературе это произведение имеет мало отношения. Перевод сделали видимо только из-за выхода фильма. Иногда сквозь текст приходится буквально продираться и додумывать, что хотели сказать переводчики. Как гуманитарию, мне было сложно понять научные выкладки, которыми изобилует книга.
Однако, Игра в имитацию может быть интересна тем, у кого есть определенные знания в области математики, физики и информатики.
На сегодня все. На полках меня ждут вторая часть Шантарама Грегори Робертса, нетерпится нырнуть в серию Сокровища Влькирии Сергея Алексеева и дизайнерский выпуск Kinfolk.
А какую книгу сейчас читаете вы?
С наилучшими
the A
Images: Вероника Трофимова специально для the Azbel
Прекрасный обзор получился:) С удовольствием ознакомилась с каждой книгой, лишь несколько из них читала, внесла в свой списочек «Год в Провансе» и Моэма, только вот пока окончательно не определилась с произведением. Может посоветуешь с какой книги лучше всего начать знакомство с этим автором? Какие из его романов твои самые любимые?
Совсем недавно дочитала книгу Халеда Хоссейни «Бегущий за ветром», очень рекомендую, если ты еще не читала. История тронула до глубины души! А сейчас добралась до Хемингуэйя «Прощай, оружие», но как-то она у меня ооочень медленно идет в отличие от повести «Старик и море», которую прочитала на одном дыхании за один вечер.
Огромное спасибо, Елена! Обожаю Моэма. У меня знакомство с ним началось с романа Театр. А потом я залпом прочитала Бремя страстей человеческих. В университете мы подробно разбирали его Луну и грош. Мне кажется, у Моэма все произведения отличные. Начни с Театра, думаю, эта книга покажет, нравится ли тебе этот автор.
Халеда Хоссейни мне давно и настоятельно рекомендует подруга. Внесла его в свой must-read. Мне у Хемингуэя наоборот Прощай оружие легче прочиталось, чем Старик и море ))). Наверное, сказалось, что последнее было частью школьной программы.
Спасибо большое, значит решено — начинаю с Театра! А там уже будет видно, насколько это «мой» автор)) Халед Хоссейни действительно заслуживает внимания, мне его тоже многие советовали, но почему-то долго я к нему подбиралась и всё время откладывала на потом… Теперь на очереди «Тысяча сияющих солнц» 🙂
«Год в Провансе» — одна из моих любимых книг. Я читала и «Ещё один год в Провансе», и «Прованс навсегда», но первая книга всё же ярче, забавней. Правда, во время чтения мне все равно хочется есть, даже если я читаю на сытый желудок))
Насчет «Писем незнакомке» согласна на все сто. Я, правда, так и не дочитала ее, каждый раз бралась — и начинала клевать носом. Ну очень занудно!
Сейчас читаю книгу Тины Силиг «Почему никто не рассказал мне это в 20?». Начало довольно увлекательное!
Я и не знала, что есть продолжение, надо будет почитать ))).
Письма незнакомке буквально заставила себя дочитать хотя бы до середины, все ждала, что затянет. Видно, зря ждала ))).
Почему никто не рассказал мне это в 20? — занесла в список ожидания. Спасибо!!!
Да, Питер Мейл написал несколько книг о Провансе, «Год..» — первая, как я понимаю. Еще у него неплохая книга «Хороший год», по которой сняли фильм с Расселом Кроу и Марион Котийяр.
Не за что! Это я мужу подарила несколько книжных «валентинок» от Манн, Иванов и Фербер, книги по бизнесу, в основном, и тоже их читаю.
Про Хороший год слышала, но пока не смотрела. Книжные валентинки ))) — звучит круто!
Спасибо за обзор! Скачала парочку из упомянутых тобой книг, в том числе Игру в имитацию. Кстати, одноименный фильм оценили на 8.1/10 на IMDB, может, он тебя больше зацепит. Может, и меня тоже, если убежусь, что книга действительно уг 😉
Знатоки говорят, что между книгой и фильмом нет ничего общего. Я повелась, как раз в надежде почитать книгу, а потом заценить фильм. И судя по всему, это тот редкий случай, когда не стоит судить фильм по его книге ))).
Интересный обзор получился 🙂
Я сейчас ничего не читаю. Прилетела в Одессу, и скупаю книги как сумасшедшая :))) Потому что настоящие и на русском :))
Уже представила как приеду домой и долгими жаркими днями, буду читать на диване под кондиционером
Спасибо, Ксюша! Как я прочла в одной из книг из этого обзора: нет ничего лучше непрочитанных книг, ждущих тебя на полке :).