Я далека от профессиональной фотографии. О том, как снимать, или где-то читала, или узнала от фотографов. Переход от снимков уровня “плохонькие, зато свои” до “пожалуй, хорошо” занял у меня пару лет, как и осознание, что работает, а что нет. Этот переход причинил много дискомфорта, но стоил каждой нервной клетки. Надеюсь, мои выводы станут для кого-то отправной точкой, поддержат или укажут на то, что ускользнуло от внимания.
Однажды, каждый блогер озадачивается поиском изображений для статей. Кто-то кое-как справляется своими силами, кто-то использует стоковые картинки, кто-то обращается за помощью к профессиональным фотографам. Я прошла все эти этапы, поняла, что только хорошие уникальные изображения могут вывести блог на новый уровень и решила научиться фотографировать, фотографироваться и обрабатывать снимки. Пока училась, это стало одним из любимых занятий, о котором я всегда рада рассказать или узнать больше. Главный вывод — чтобы создавать качественный контент, блогеру не обязательно становиться профессиональным фотографом и тратить много времени.
Зачем мы фотографируем
Если раньше основной функцией фотографии было хранение воспоминаний, с развитием брендинга, блогинга, социальных сетей и рекламы, она сместилась с сентиментальной на имиджевую. Фотография стала еще одним способом сообщения информации и демонстрации социального статуса. Красивое фото товара продаст быстрее, чем многословный рекламный ролик, а хороший портрет или раскладка создадут нужный образ и дополнят текст. Статьям с изображениями уделяют больше внимания, да и Инстаграм давно доказал, что иногда картинка — это все, что нужно, чтобы быть блогером.
Многие публичные личности становятся такими только благодаря своим фото в социальных сетях. Красивые изображения продают нам жизнь, которой мы хотим жить и заставляют подписываться на незнакомых людей. Но если абстрагироваться от цифрового шума и вернуться к сентиментальным функциям, можно увидеть, что чувства все еще актуальны.
Фотография рассказывает о том, что для нас важно. Мы снимаем значимые события — дни рождения, свадьбы, годовщины, путешествия, праздники, приобретения, потому что они важны для нас. Мы фотографируем людей, которые важны. Фотографии — это наша личная история, наполненная лицами и местами, которые мы любим. Сотни изображений составляют повествование о нашей жизни. Поэтому 7 из 10 людей скорее бросятся спасать из горящего дома фотоальбом или компьютер, на котором хранятся фотографии.
Фотографии — то, что мы оставим после себя. Среди черно-белых снимков, которые хранятся у нас дома, есть фото, где родители ведут меня в первый класс. Я в коричневой школьной форме и белом переднике, с розовым портфелем и чувством гордости, стою между нарядной мамой и подтянутым папой. У мамы — торжественная укладка. Папа — в парадно-выходной рубашке, заправленной в парадно-выходные брюки. Нам предстояло найти учительницу и занять свое место на линейке, чтобы жмурится от волнения и сентябрьского солнца. Кажется, это было последнее 1 сентября, когда не было дождя. И уж точно последнее, когда я шла на линейку с обоими родителями.
На фотографии видно, что у меня с одного плеча сползла шлейка фартука. И если я правильно помню, когда снимки были готовы, эта деталь стала маленькой катастрофой. Но фотографу некогда было думать о деталях. Не уверена, что в те далекие времена фотографы-любители думали о деталях.
Тогда я не знала, какие чувства буду испытывать, глядя на этот снимок. А сейчас я не знаю, какие чувства будут испытывать, глядя на него, мои потомки. В тот день, будучи семилетней девочкой, я не думала, что, вероятно, эта фотография переживет меня. Через несколько поколений она может оказаться среди старых бумаг на чердаке, и кто-то будет пытаться узнать свою бабушку в моем юном лице с бантом.
Фотографии имеют значение, потому что они замораживают моменты нашей жизни, которые проходят незаметно и которые могут показаться неважными. Но они могут стать важными для тех, кто пытается понять, какими были когда-то. Они могут стать кусочками головоломки, которые дополняют картину нашей жизни.
Фотографии позволяют делиться и общаться. Фотография — это намного больше, чем просто картинка. Она говорит о желании делиться тем, что мы считаем важным, красивым или интересным. Миллионы блогеров каждый день делятся нестандартными, личными, иногда, странными вещами через снимки. И чужие люди, разделяющие эти взгляды, мгновенно становятся своими.
Фото — визуальный язык для самых сложных эмоций. Они выражают радость, печаль и сочувствие. Каждая человеческая эмоция находит место в изображениях, особенно когда мы не можем найти нужные слова. Мы делаем снимок, чтобы показать другим, что чувствуем в определенный момент в определенном месте.
Как научиться хорошо фотографировать для себя
Как я уже писала, блогеру не обязательно становиться профессиональным фотографом, чтобы делать приличные снимки. Но на процесс понимания может уйти некоторое время.
Развивать вкус. В моем списке этот пункт всегда будет на первом месте. Хороший вкус — это довольно деликатная тема. Нет последней инстанции, которая могла бы точно сказать, что красиво, а что нет. В какой-то степени, на развитие художественного восприятия влияют семья и окружение, в какой-то — врожденный талант. В любом случае, эстетический вкус — это забота о деталях. Когда я говорю фотография с пикника, что вы представляете? Посиделки с пластиковой посудой и шашлыком или киш на тарелке из крафт умаги? В моей жизни было и то и другое, вопрос в том, что я хочу показать миру.
Если говорить об отсутствии вкуса, то это про всеядность. Обычно, так бывает, если у человека недостаточно сформировано личное отношение к миру, и он не может отобрать из разнообразия культуры те ценности, которые бы дополнили его и помогли развиваться.
Хороший вкус — это упорная работа и самодисциплина. Это результат анализа, терпения, избирательности и недопустимость быстрых решений. Следите за трендами, за иконами стиля и блогерами, за обновлениями в мире дизайна и искусства. Читайте журналы с хорошей репутацией. Это не значит, что нужно руководствоваться модой. Это значит, нужно правильно использовать информацию, которую дают мода и тенденции. При этом полезно понимать, почему классические произведения живописи, музыки, архитектуры веками остаются актуальными.
Найти свою технику. Я помню времена, когда мы с подружками соображали пленку на троих. Кто-нибудь приносил фотоаппарат, мы принимали томные позы, много переодевались и фотографировались во всем многообразии, которое давала нам среднестатистическая советская квартира. Каждый кадр был ценен, поэтому перед тем, как щелкнуть кнопкой, мы долго продумывали, что получится в итоге. За этим следовала магия проявки и печати. Мы трясущимися руками забирали конверт со снимками из фотосалона, с волнением их рассматривали и делили. Самые удачные кадры немедленно попадали в рамку.
Времена пленочных мыльниц прошли, и современная техника позволяет щедро разбрасываться кадрами. Несколько лет назад мы купили беззеркальный Fujifilm X-E1. Он качественно снимает, легкий, компактный и стильный. Для моих нужд хватает одного объектива. Это фикс с фокусным расстоянием 35 мм и светосилой 1,4.
Я убежденная поклонница всего, что создают в Apple. Фото для Инстаграм делаю на iPhone 7. Хочу iPhone Х, но считаю, что эта модель еще слишком сырая, чтобы отдавать за нее запрашиваемую сумму, поэтому подожду усовершенствованную версию.
Найти человека. Говорят, чтобы начать фотографировать, достаточно почитать инструкцию к фотоаппарату. Я читала и зевааала. Я смотрела мастер-классы от лучших мастеров и зевала. Сканировала блоги для чайников и зевала. Потом пошла на интенсив по фотографии.
Наш заслуженный преподаватель не совсем осознавал, что перед ним начинающие, а на мой фотоаппарат смотрел как неведомого зверя. На интенсиве было много лишнего, включая работу с искусственным светом и параноидально детальное описание вспышки. Какие-то вещи оказались очень полезными, но я поняла, что мне нужен более индивидуальный подход. Даже озадачилась поисками репетитора по фотографии.
То, что на мастер-классе мне не смогли объяснить за 16 часов, Алена показала за 5 минут. А именно: как экспонировать кадр и какие колесики подкрутить именно на моем фотоаппарате. Теперь съемка никогда не будет прежней. Личное общение с фотографом и наблюдение за чужой работой — самый короткий путь к тому, чтобы научиться снимать. Если вы, как я, не хотите читать инструкции — ищите человека со схожими вкусами. Репетитор по фотографии — не такая уж плохая идея.
Смотреть. У фотографов и дизайнеров есть понятие насмотренности. Разглядывайте снимки, которые вам нравятся, анализируйте как можно больше хороших фото и отмечайте, что вам в них нравится. Это помогает в формировании эстетического вкуса и выработке базы, которую вы будете использовать в работе. Анализ снимков, которые вам нравятся, провоцирует творческий процесс и очень вдохновляет быстрее начать что-то делать.
Режиссировать. Фотограф сегодня — больше, чем просто фотограф. Это режиссер-постановщик, маркетолог, продюсер, декоратор, дизайнер, художник, координатор. Хороший кадр — это кадр, в котором продумана каждая деталь. Иногда, чтобы этого добиться, нужно получить новые знания или найти того, кто может помочь. Хороший режиссер, имеет представление о каждой специальности, задействованной на съемочной площадке. Подумайте, каких знаний вам не хватает, чтобы начать делать хорошие снимки и научитесь этому. Станьте режиссером.
Ниже — план, который я использую при подготовке к съемке.
- Формулируем идею. В этом может помочь создание мудборда из понравившихся картинок или иллюстраций.
- Продумываем детали — мебель, фотофон, инвентарь, одежда, макияж, прическа, аксессуары. В Италии я видела, как девушка принесла с собой на набережную ленты и цветы и скотчем клеила их к асфальту. Другая достала из сумки босоножки на каблуках, переобулась для фотографии и потом снова убрала их в сумку. Если нужно, заранее договоритесь с людьми, которые могут вам помочь и найдите нужные вещи.
- Помним об общей картине. Планируйте, как новые фото будут гармонировать с предыдущими, даже если они в разных статьях. Если собрать ваши изображения на одной доске в Pinterest или в коллаж, будут ли они сочетаться по цветам и стилю обработки? Если есть единство в гардеробе и в окружающем пространстве, это не так сложно. Иногда стоит выкладывать не все, что захочется, а только то, что хорошо вписывается в общий план и соответствует образу, который вы хотите создать.
Развивать чувство композиции. Правила третей, диагоналей, цветовой круг, сочетание предметов, выдержанный стиль, фокус, баланс, контраст, перспектива, ритм, гармония, единство. По композиции написаны десятки книг и статей. Просто погуглите. Если вам трудно — выбирайте монохром и минимализм.
Фотографировать и фотографироваться. Чтобы понять, как получить хороший кадр, нужно побыть по обе стороны объектива. Обычно, меня фотографирует муж или Алена. Они отлично снимают. Этим людям я легко могу объяснить, что хочу увидеть в результате. Но даже если человек не умеет фотографировать, достаточно поставить его в кадр, выбрать хороший ракурс, а потом поменяться местами.
Если вы понимаете, что вас некому регулярно фотографировать, сосредоточьтесь на предметной съемке или делайте запас на будущее.
Практиковаться. Это настолько очевидно, но все равно напишу. Генерируйте идеи, фотографируйте, обрабатывайте, повторяйте. Снимайте все подряд, пробуйте разные ракурсы и освещение, пока у вас не получится то, что нужно.
Ниже — несколько советов, которые мне помогли.
- Есть 2 подхода, которые можно использовать — наделать сотню фото с разных ракурсов, чтобы выбрать пару лучших, или сначала срежиссировать идеальный кадр, а потом пару раз нажать на затвор.
- Естественный свет. Несмотря на то, что есть фотографы, которые снимают с искусственным или дополнительным светом, это уходит в прошлое. Хороший дневной свет — одна из основ удачного кадра.
- Перед тем, как делать снимок, спросите себя: что я фотографирую? Убирайте мусор и лишние предметы, не обрезайте руки, ноги, кадрируйте выше или ниже локтей, колен, талии. Следите, чтобы у модели из головы не росли ветки или фонари, а горизонт не разрезал тело пополам. Протирайте предметы от пыли, разглаживайте текстиль или наоборот придайте небрежности. В каждом кадре должен быть главный герой. Каждый кадр должен рассказывать гармоничную, цельную и логичную историю.
- Многие считают, что в кадре главное лицо, но забывают, что важна каждая деталь — положение рук, ног, кончиков пальцев, волосы, складки на одежде. Об этом нужно думать, если вы позируете или снимаете человека.Важна естественность, нарочито постановочные и вычурные позы уже в прошлом. Не один десяток фото, где лицо вышло идеально, пришлось удалить из-за некрасиво выбивающихся прядей или странных рук.
- Используйте возможности серийной съемки, чтобы получить интересные кадры и фото в движении.
- Снимайте, только когда есть настроение. Не торопитесь, думайте и кайфуйте.
Обрабатывать. По мере того, как я училась фотографировать, я начала понимать важность постобработки. Есть люди, которые борются за правдивость фотографии и избегают изменений в изображении. Есть люди, которые до неузнаваемости редактируют исходную картинку. И те, и другие имеют право на свое мнение, потому что количество и характер обработки полностью зависит от жанра и авторского стиля. Я почти всегда настраиваю яркость, контраст, насыщенность, резкость и прозрачность, а потом применяю готовый фильтр.
Про обработку я узнала, когда стала активно развивать свой Инстаграм аккаунт. Долгое время использовала фильтр VSCO A6. Потом поняла, что он меня не совсем устраивает и купила один из гидов по обработке от Instarguide. В итоге, чужой способ редактирования мне совершенно не подошел. То, что смотрится хорошо у одного человека, не обязательно подойдет другому. Но советы и инструкции, которые я получила, легли в основу моей собственной обработки. Сейчас я пользуюсь E1 от VSCO. Для каждого кадра дополнительно настраиваю резкость, насыщенность, контраст и яркость. Много кадрирую, потому что иногда достаточно просто обрезать неудачное фото, чтобы оно стало хорошим. Если нужно что-то исправить, прибегаю к приложениям Facetune и Snapseed.
Знаю, что есть блогеры, которые используют VSCO не только для того, чтобы обработать фото в Инстаграм, но и для статей. Я тоже раньше перегоняла изображения с компьютера на телефон и обратно. Но из-за этого они сильно теряют в качестве. Снимки для блога я обрабатываю в Lightroom. Многие боятся этой программы, но достаточно посмотреть несколько обучающих видео, чтобы понять, что все довольно просто. Мне нравится, что туда можно добавлять разные фильтры и обрабатывать все фото сразу. Достаточно купить или найти бесплатный пресет, который подойдет именно вашему блогу. Коллажи создаю в PhotoScape. Раньше пользовалась онлайновым редактором Picmonkey, но в нем больше нет необходимости.
Фотография позволяет нам рассказывать свою историю и показывать другим то, что формирует нашу повседневность и делает нас нами. Я не Анна Лейбовиц и, скорее всего, никогда ей не стану, но я делаю фото, за которые не стыдно. По крайней мере, не за все.
Буду благодарна, если вы поделитесь своими идеями на эту тему. Какие у вас отношения с фотографией?
С наилучшими,
Ох, как хотелось бы делать красивые снимки) Спасибо за полезную статью и порцию вдохновения! Страсть и упорная работа – те самые «секретики» крутого результата. Про вкус тоже очень важное замечание. Мне кажется, тут, как и в понимании моды, важна насмотренность – в том смысле, чтобы не просто любоваться, но и анализировать, что нравится и почему. Один из критериев выхода на новый уровень — когда видишь косяки своих старых образов или фото)) А еще – разрешить себе пробовать и ошибаться. Самое сложное, по-моему)
Спасибо за комментарий, Ника! Мне всегда очень трудно возвращаться к старым работам и старым ошибкам. Но это очень полезно ).
Прекрасная статья! Спасибо за нее! Еще одно напоминание о том, что нужно больше действий и практики.. Мне очень хотелось фотографировать людей, и я тоже пошла учиться. Два полноценных курса и несколько мастер-классов. После нескольких самостоятельных съемок для отработки полученных знаний я поняла, что то как хочет видеть себя человек и мое видение его совсем не совпадают. Я фотографирую человека и он кажется мне прекрасным, но он видит свой большой нос, на миллиметры оттопыренное ухо (у меня самой оно оттопыренное немного и я комплексую из-за этого.. и сколько бы близкие не говорили мне, что ничего не заметно, меня не переубедить) и я понимаю что я не могу залезть в чужую голову и увидеть его идеальное представление себя, соответственно и передать этого в фотографии не смогу. будет мое видение, не устраивающее его. В общем так и живу) уже год не решаюсь снова на ком-то потренироваться) Дилемма.
Спасибо за мысли, Ольга! Обязательно надо решиться! А если перед съемкой попросить у человека фотографию, на которой он себе нравится, чтобы примерно понимать, как модель себя видит? Можно потренироваться на своих для начала, на тех, с кем можно обсудить каждую деталь ))) Я постоянно придираюсь к тому, как получаюсь на фото, но понимаю, что дело не в фотографе :). Удачи вам, не дайте своей неуверенности отказаться от любимого дела ).
Когда ты будешь выпускать журнал (а я на это очень надеюсь), я буду коллекционировать каждый номер и бережно хранить от детей аккуратными стопочками. Мари! Вдумчиво, глубоко и полезно! Спасибо за статью
Ох, спасибо за такие слова, Катюш! Журнал — это какие-то недосягаемые дали )))
Фотографировать обожаю. И готова это делать каждый день. Но, к сожалению, понимаю что совсем не сильна в обработке. Поэтому пользуясь случаем, хочу спросить. Может ты, Маша, знаешь или слышала. Есть ли у нас в Гомеле курсы или человек, который мог бы научить правильно обрабатывать фотографии?
К сожалению, про местные курсы ничего не знаю. Подозреваю, что в Гомеле ничего путного нет. В идеале, можно написать фотографу, чья обработка тебе нравится и спросить, где он или она училась обрабатывать. Если повезет, человек не пожадничает ). Можно еще рассмотреть онлайн обучение. Мне нравится информация, которую дают amlab.me. У них, вроде, был курс Медведева по обработке.