В последнее время культивируется точка зрения, что художник должен быть голодным, а отличный специалист — это одинокий циник, которому не дано познать счастье. Я решила развеять этот миф и брать интервью у настоящих мастеров, которые многого добились, любят свою профессию и при этом окружены близкими людьми. Хочу показать, что можно заниматься любимым делом и жить жизнью, которую любишь.
У меня состоялась крутая беседа с талантливым татуировщиком и одним из основателей студии Ink Point Tattoo в Гомеле Виктором Бугровым. Поговорили о любимом занятии и о том, как важно найти своего мастера, а не просто услугу, которая вам нужна.
Могу предположить, что вы никак не ожидали увидеть в моем блоге интервью с тату мастером. Дело в том, что мне интересны разные люди, и чем больше их деятельность отличается от моей, тем лучше. Если вам небезразличны опыт и мысли творческих личностей и их способ найти свое счастье и призвание, вам точно понравится наш разговор с Виктором.
Под текстом можно найти расшифровку некоторых терминов, которые вы встретите в интервью.
Насколько знаю, к тебе не так просто попасть, что говорит о хорошей репутации. А с чего и когда начался твой путь в татуировке? Где учился бить рисунки?
Специально нигде не учился. Рисовал хорошо с детства. Первый раз попробовал себя в татуировке еще в училище. Один паренек попросил нарисовать дизайн, и я нарисовал. Рисунок ему должен был набить одногруппник. В итоге набил и набил плохо.
Тогда меня тот паренек спросил: Ты ж рисовал, сможешь подправить? Я подправил. Так все и началось.
Помнишь первую полноценную татуировку, которую ты набил?
Да, для себя набил дома, на плече. А первым клиентом тот паренек из училища и был, которому я рисунок подкрашивал. Не обошлось без экспериментов. Кто-то из друзей знал, как сделать самодельную машинку с гитарной струной. Мы сделали ее и пробовали рисовать чернилами из ручки.
То есть подопытными были ты и друзья?
Ну да, как обычно это и бывает, — друзья и свои ноги.
Редко кому удается превратить любимое дело в профессию. Для большинства людей оно так и остается увлечением. Долго ты занимался татуировкой как хобби?
Оно-то долго, вроде, но все было бессмысленно. Если не уделяешь этому делу все свободное время, никакого развития не будет.
Тогда я параллельно набивал рисунки для удовольствия и работал на заводе. И вот однажды, я понял, что творческая сторона меня мне нравится больше. Поэтому решил попробовать и отнес свои работы в один салон. Меня взяли. А через три года я понял, что пора двигаться дальше, нашел компаньона, и мы с Сашей открыли свою студию.
Могу только представить, насколько трудно открыть тату студию с учетом, того, что татуировка напрямую связана со стерильностью. Нужен очень сильный мотивирующий фактор. Как решились на открытие, что придало сил?
Мы решились на открытие, потому что, как таковых, тату студий в Гомеле нет. Есть одна хорошая студия Димы Гончарова, которого я действительно считаю отличным мастером. А так, у нас в городе просто кабинетики, которые расположены в мед-центрах. Мастера предпочитают устраиваться туда, что плохо. Плохо, потому что на этом уровне работает коммерция, и владельцам салонов зачастую не важно, в каком стиле ты рисуешь и в каком направлении хочешь развиваться. Ты просто умеешь делать татуировки. Важно одно — чтобы приходили люди, и чтобы ты зарабатывал им деньги. Поэтому мастер в свою очередь ставит процесс на поток, зарабатывается и теряет саму суть татуировки.
Поработав так три года, я понял что это не мое, что мне хочется уделять клиентам столько времени, сколько надо, а не столько сколько тебе выделил работодатель. Если хочешь расти как профессионал, настоящая студия — это уже совсем другой уровень. Когда начинаешь официально работать, ты берешь на себя обязательства и можешь смело о себе заявить. И тогда твои работы начнут говорить сами за себя и станут лучшей рекламой.
Может быть несколько причин, по которым люди делают татуировки: чтобы привлечь внимание, чтобы напоминать себе о чем-то важном, кто-то таким образом скрывает дефекты кожи или хочет приобрести то, что нельзя отнять. А что для тебя значат твои татуировки?
Татуировки напоминают мне об определенных моментах жизни. Причем татуировка может и не отражать это событие буквально. Я могу набить портрет статуи и ассоциировать его с любовью к матери. Или набить картинку, которая мне нравится, и ассоциировать ее с любовью и преданностью супруги. То есть это символично только для меня.
Вообще, каждый видит любую татуировку по-своему. Это как пятна Роршаха — человеку дают картинку и спрашивают, что он на ней видит, и каждый ответит по-разному. В первую очередь, татуировка должна значить что-то для тебя, не обязательно делать это напоказ.
Что тебя вдохновляет? Чем увлекаешься помимо тату?
Люблю проводить время с женой, а теперь еще и с новым членом семьи — нашим Джек Рассел терьером Августом. Люблю ездить на велосипеде, люблю общаться. В татуировке очень важно общение.
Не могу не спросить про твое тату с Сальвадором Дали, так как это мой любимый художник. Какие у вас с ним отношения?
Интересная личность. Нравится его творчество и его видение. Немного чокнутый, но в то же время привнес многое в плане искусства. По сути это напоминание о том, что все мы по-своему ненормальные, в хорошем смысле.
Что можно сказать о нынешних трендах в татуировке? Рукава, дотворк, ар-брют1? Расскажи немного о стиле, в котором ты сейчас рисуешь.
Сейчас много всего. Появляются стили, которых не было раньше. Возрождаются старые, но с какой-то другой подачей. Я бы сказал, что в моду входит old school2 и графические татуировки. Очень много рисунков в стиле доворк3, лайнворк4, реже — блэкворк5. И это хорошо, что татуировка развивается.
В последнее время много работы в стиле графических татуировок, и наверное поэтому в графике нравится рисовать. Вообще, конечно, все нравится. Я сейчас в процессе выбора какого-то определенного стиля.
Как можно описать обычного клиента студии татуировки?
Многие люди приходят, не зная, чего хотят. Например, приходит девушка и говорит: Хочу себе перышко или бабочку. В свою очередь, тебя интересует графика или дотворк, и ты предлагаешь ей исполнить это перышко или бабочку, но в определенном стиле. Не просто сделать как на картинке, а сделать по-своему. Зачастую, это всех устраивает, и получается интересно.
Тебе нравится рисовать большие татуировки, которые занимают несколько сеансов?
Да, нравится. Но не все к ним готовы. Даже не в плане финансов, а в плане того, что многие люди не понимают, что на большую татуировку, нужно много времени. А еще большее количество людей не понимает, что за рисунком нужен уход.
Обычно, клиенты скидывают картинку рукава или большой татуировки и спрашивают, сколько времени на нее уйдет. При правильном подходе, ты должен сделать график и расписать татуировку так, чтобы было 2-3 сеанса в месяц, а большинство людей не готовы к этому. Мы делаем 3 сеанса, а потом клиент пропадает, и интерес к этой работе теряется. А когда человек возвращается через долгое время, ты уже видишь картинку по-другому.
Поэтому, большие тату делать нравится, но не всегда есть возможность.
То есть сам клиент должен ответственно подойти к делу?
Да. И при выборе рисунка тоже не стоит спешить. Татуировка должна быть обдумана и осознана. А не так, что ты увидел: О! Круто — вся рука закрашена, пойду и себе сделаю. Татуировка делается не для того, чтобы показать, что у тебя есть деньги, чтобы забить в студии рукав. Должна быть идея, смысл. И он не в том, чтобы сделать, как у других.
Хотелось бы чтобы люди чаще приходили на консультацию поговорить с мастером, а не спрашивали что-то в интернете. Так мастер поймет, надо ли конкретно этому человеку татуировка или это двухдневный заскок.
Приходилось ли отказывать?
Да. Когда идеи совсем глупые, когда не уверен, что человеку это нужно, когда клиент не прислушивается к твоему опыту.
Нужно понимать, что ты приходишь в салон не за тем, чтобы просто сделать татуировку. Ты приходишь к специалисту, который должен тебе что-то посоветовать. Если мы хотим купить арбуз, но не знаем, как его выбрать, продавец должен помочь нам найти спелый арбуз. Бывает, нам взвешивают арбуз, говорят, что он отличный, а дома оказывается, что он вообще никакой.
То же самое с татуировкой — есть честные продавцы-татуировщики, а есть нечестные. Клиент спрашивает: Вот вы сможете сделать такой рисунок? — Да, смогу, конечно. Еще лучше получится! И человек уходит потом с портачиной6. Зато было дешево и быстро.
С опытом приходит понимание не только того, как сделать технически качественный рисунок, но и как правильно его разместить и подобрать размер для определенного участка тела.
Бывает, человек приходит, объясняет свою идею. Ты говоришь, что будет плохо, но он настаивает. В таком случае лучше отказать. Сбережешь и нервы и репутацию. Ведь никто не признается, что мастер его отговаривал. В первую очередь клиент скажет, у кого он сделал татуировку. И человек, который разбирается, просто подумает, что с мастером что-то не так.
Еще приходится отправлять некоторых клиентов хорошо все обдумать и удостовериться, надо ли им это. В основном, когда хотят рисунок на видной части тела, как кисти рук, шея, лицо. Был один человек, который хотел сделать татуировку на виске, например.
Приходится отказывать людям, которые не идут к тебе, как к опытному мастеру, а идут просто сделать татуировку.
Многие отказывают себе в татуировке, потому, что боятся, что с возрастом она будет плохо выглядеть. Что делать, чтобы через долгое время татуировка смотрелась?
Тут дело уже не в татуировке, а в состоянии самого человека. Если он не следит за здоровьем, не занимается собой, то я думаю, что вид татуировки — это меньшее что его будет волновать. Вообще, татуировка должна быть осознанной, чтобы ты понимал, что через 20-30 лет возможно она тебе не будет нравиться, а возможно и будет. А так, конечно можно обновлять рисунки, подкрашивать, можно даже переделывать.
Еще ошибка в том, что люди приходят в любой кабинет и говорят: Я хочу такое! Они не смотрят, работает ли мастер в таком стиле. Поэтому татуировку надо продумывать. Нужно ходить по студиям, просить портфолио, смотреть, искать своего мастера. И ориентироваться не на ценовую категорию, а на работы. К сожалению, часто клиенты в первую очередь интересуется стоимостью, а потом уже просят посмотреть портфолио.
Многие очень хотят татуировку, но боятся боли.
Чем труднее что-то достается, тем больше ценишь потом. Хотя я бы не сказал, что это так ужасно больно. Можно обезболить, но это не рекомендуется потому, что анестетики могут негативно сказаться на заживлении и вызвать аллергию. Это только для долгих сеансов.
Большинство людей, которые делают первое тату, обычно выбирают небольшой рисунок и делают на таких местах, которые не сильно болезненные.
А какие болезненные?
Если взять руку, то запястье, кисть, предплечье с внутренней стороны тоже очень больно, шея.
Если ощущения от нанесения татуировки оценить по шкале от 1 до 10, насколько это больно? На что вообще похожа боль от прикосновения машинкой?
Многое зависит от болевого порога клиента и от манеры работы мастера. Кто-то красит очень больно, кто-то более щадяще. Плюс, как сам себя человек настроит. Бывают клиенты, вроде место болезненное, ты уже красишь три часа, а он лежит и засыпает. А бывают люди, которым делаешь рисунок недолго, татуировка небольшая, а человек потеет, дергается и нервничает.
Ощущения похожи на царапанье и на жжение. Что касается боли, тут психологически нужно себя настраивать. В конце концов, от этого еще никто не умирал.
Можно сказать, что татуировка делает людей счастливее?
Клиенты часто гордятся хорошо сделанной татуировкой. Особенно, если было больно, человек долго решался, боялся и все-таки набил. Такие моменты делают человека счастливее.
Или когда ты говоришь, что все закончили, предлагаешь посмотреть на результат, клиент подходит к зеркалу, и ему действительно нравится. И тогда я вижу, что в этот конкретный момент человек счастлив.
Хочу предложить тебе блиц из трех вопросов. Можно отвечать быстро и не задумываясь, чтобы получилось правдивее.
Что для тебя счастье?
Счастье для меня — это стабильность и рост. Счастье — когда все здоровы, сыты и довольны. Особенно, ближайшее окружение.
Если бы не татуировка, то что?
Просто обычное, рядовое существование. Обычная работа, например, сварщиком, не открывая больших горизонтов. Просто утро-работа-дом-сон-утро.
Сколько творчества в процентном соотношении в твоей жизни?
Процентов 70. Но хочется, чтобы все было творческим. Хочется во все вкладывать что-то свое. Творчески подходить ко всем делам.
Спасибо огромное!
Работы Виктора можно найти во ВКонтакте в группе Ink Point Tattoo.
Если у вас есть вопросы или вы хотите что-то сказать, не стесняйтесь оставлять комментарии.
Фото: Вероника Трофимова
Световая вывеска «ТАТТО»: Бравая Майстэрня
- Ар-брют — термин для обозначения искусства за пределами эстетических норм. В татуировке под ар-брютом обычно понимают экспериментальные направления, которые находятся за пределами мейнстрима.
- Old school тату — стиль татуировок, который появился в XIX веке, когда моряки начали изображать на теле рисунки якорей, лент, черепов и ангелов. Этот вид татуировок делают очень яркими красками, которые обводят жирными черными линями.
- Дотворк — стиль, когда рисунок складывается из множества точек, нанесенных с определенным интервалом.
- Лайнворк — тату-стиль, в котором рисунок создается совокупностью параллельных прямых или переплетающихся линий.
- Блэкворк — подразумевает нанесение на большие площади тела черной краски. Например, черный квадрат.
- Портачина — крайне неудачная татуировка.
А у тебя не возникли мысли сделать себе тату?
Еще как возникали 🙂 Я то загоралась, то остывала. Мне и сейчас — и хочется и колется )) Но после разговора с Витей я прояснила для себя эту тему. В моменты, когда я хотела татуировку — для меня она носила исключительно декоративный характер. А ведь нужно, чтобы был смысл, ведь это на всю жизнь. Думаю, если найду рисунок, который для меня будет иметь настолько большое значение, что мне захочется видеть его на себе каждый день, обязательно набью :).
О, спасибо за статью, очень интересно было!
Спасибо, Галина! Всегда рада стараться 🙂